Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Нужен ли метод проектов в начальной школе?

Сегодня образование понимается как самостоятельное построение образа окружающего мира на основе экранных информационных представлений. Переход к информационной парадигме образования порождает практический вопрос расширения содержания образования. Становится неясным, чему именно теперь учить? Вопрос выбора содержания из проблемы отбора объема знаний, умений, навыков превращается в задачу выделения типовых проблем и задач, решения которых требует от человека жизнь и профессия. Таким образом, обнаруживается проективный характер самого содержания и способов его построения. Если существовавшая веками система образования была ориентирована на носителя готового знания – на учителя, преподавателя, одаряющего своими знаниями учеников, то сегодня носителем и источником информации может стать каждый независимо от уровня полученного образования. Учащиеся всех ступеней образования оказываются в ситуации траектории движения в информационном поле. Образование в информационном обществе становится способом информационного обмена личности с окружающими людьми. Обмена, который совершается на протяжении всей жизни и предполагает не только усвоение, но и генерирование информации. Невозможно построить проект для всех, но можно научить людей проектированию.

Метод проектов, являясь одним из основных методов обучения, как нельзя лучше способствующих развитию основных компетенций: информационных, коммуникационных, учебно-познавательных.

 Ни для кого не секрет, что в наше время конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда.

 Метод проектов нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни. Проект - это и активизация мыслительной деятельности, и развитие познавательной и социальной активности, и заинтересованности в обучении, и расширение кругозора, и возможность осознанно получать знания и использовать их. Кроме того, школьники учатся работать над проблемой, получают навыки сбора и обработки информации, умения и навыки исследовательской деятельности, учатся применять знания. Проектная деятельность дает ученикам возможность сотрудничать с учителем, обсуждать, предлагать свою точку зрения.

Новая, интересная деятельность увлекает ученика, заставляет взглянуть на процесс обучения под другим углом. Проектная деятельность  позволяет готовить новое поколение – социально адаптированных к современному информационному окружению.

Так, нужен ли метод проектов в начальной школе?

Проектной деятельностью могут заниматься дети даже самого младшего школьного возраста. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: дом, улица, друг, учитель, компьютер. Познавательная активность детей младшего школьного возраста очень высока: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Дети младшего школьного возраста еще не могут найти самостоятельно ответы на все интересующие их вопросы – им помогает учитель. Считаю, метод проектов целесообразным использовать как в старших, так и в младших классах.  Интегрированный подход к обучению – это необходимое условие проектной деятельности в начальной школе, инновационной технологией в процессе обучения. Интегрирование предметов направлено на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Вариативность использования интегрированного метода довольно разнообразна. Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема. Проектно-исследовательский метод в начальной школе – это подготовительный этап для дальнейшей его реализации в среднем и старшем школьном звене. Планирование и проведение проекта – это дополнительный и нелегкий труд, как для ученика, так и для учителя. Для педагога важным фактором мотивации являются счастливые глаза ученика, создавшего свое творение, показавшего его другим и получившего заслуженную оценку. И, конечно же, самореализация и ученика и  педагога играет не малую роль. Конкурсы, где можно сравнить себя с другими, показать свою состоятельность тоже стимул. Делая с учениками проект вместе, учитель приобретает новые знания, расширяет круг общения,  реализует новые идеи.      Учитель, показав актуальность и привлека­тельность погружения в данную об­ласть деятельности, пытается найти в учениках — участниках проектной группы — партнеров и единомышленников, ибо основной принцип техноло­гии проектного обучения — это сотруд­ничество и сотворчество.

Мой опыт показывает, что первая встреча — самая сложная, она должна быть всесторонне продумана. На этой встречи важно продумать цель работы над проектом и содержание первого этапа.

Цели работы над проектом:

§  научить самостоятельному достижению намеченной цели;

§  сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть;

§  сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;

§  сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе.

Этапы работы над проектом: 

§  формулирование темы проекта;

§  этап планирования работы над проектом;

§  аналитический этап;

§  этап обобщения;

§  презентация полученных результатов.

 На второе собрание проектной группы, как показывает опыт, приходят те учащиеся, которые твердо решили принять участие в предложенной работе.  Учитель  лишь изредка вносит коррективы в ход дискуссии по планированию проектной деятельности. Очень важно максимально предоставить инициативу учащимся, оставив себе роль консультанта и помощника. Именно на втором этапе определяются основные проблемы, относящиеся к проведению исследования:

Аналитический этап: самостоя­тельное получение новых знаний; уточнение намеченных целей и задач; поиск и сбор информации через собственные знания, и опыт учащихся; обмен информацией с другими лицами, изучение специальной литературы, привлечение материалов средств массовой информации, Интернета. Учитель при этом следит за ходом исследования, а  так­же корректирует деятельность групп и отдельных участников.  

 Задача учителя на этапе обобщения — предоставить учащимся максимальную са­мостоятельность и помочь проявить творческую активность в выборе форм представления результатов проекта; стимулировать формы, которые дают возможность раскрыться каждому ученику.

Участники одной проектной группы могут решить, что для презентации необходимы фото сюжеты, или пригласить участников анкетирования. Участники другой могут поставить спектакль,  приготовить  стенгазету,  презентацию. Необходимо лишь чтобы было общее направление, которое должно соответствовать названию проекта.

Особенность заключительного этапа в том, что осуществление презентации в той форме, которую выбрали участники, является, по сути, учебным и ориентировано на приобретение навыков представления итогов своей дея­тельности. Подготовка и обобщение материала для презентации, как правило, вызывают новые вопросы и побуждают учащихся к дискуссиям.

 Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Как правило, интерес к такой самостоятельной работе появляется в именно в начальной школе.  Именно работа над проектом позволяет  почувствовать ребенку 8-10 лет себя взрослым и самостоятельным.

Самым важным и на первых порах самым трудным является постановка цели своей работы. Роль учителя здесь весьма значительна, необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект. Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, ученик увидит задачи своей работы.
Следующий шаг — как это делать. Поняв это, ученик выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.
Понятно, что ребенок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи педагога именно в этот момент. Для формирования такого алгоритма проектной работы подходят небольшие учебные проекты, которые можно предлагать ребятам. Каждый проект по-своему оригинален.  Защита проектов - это  торжественное и в тоже время волнительное мероприятие. Всем хочется достойно представить свою работу.

Последняя совместная работа учащихся 2 класса «Что за чудо этот чай?», позволила узнать традиции, обычаи, обряды многих стран и народностей. Взглянуть на обычный как нам казалось чай с другой стороны. Чай – это божественный напиток, если он правильно приготовлен, а  распитие чая – целая церемония. Проанализировав то, что есть в чаепитии японском, китайском, английском и других, мы смогли достаточно точно определить изюминку русского чаепития. И на защите работ – испробовать её на себе. Ведь никакие описания не передадут того ощущения, которое достигается в процессе чаепития. Также и  не описать чувства, возникающие у участников проекта при совместной работе.

  Метод проекта актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

 

Литература:

1.     Современная гимназия: взгляд теоретика и практика /Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.

2.     Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд / Под ред. Е.С.Полат – М., 2000

3.     Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод. Пособие для учителя. М., 2006.

4.      И.А. Колесникова, М.П. Горчакова - Сибирская. Педагогическое проектирование. М., 2005



Источник: http://Современная гимназия: взгляд теоретика и практика /Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.
Категория: Мои статьи | Добавил: Марина (27.11.2011)
Просмотров: 3074 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 1
1 Sergzet  
0
<a href=http://zmkshop.ru/>производство и покраска металлоконструкций</a>

Имя *:
Email *:
Код *: